?

Log in

No account? Create an account
IMG_0997

О XXVII Собиновском фестивале я могу говорить сейчас исключительно только в ярких радужных красках. Для этого есть много причин. Я за десять с  «хвостиком»  лет пересмотрела почти весь репертуар нашего Оперного театра, всегда как праздник воспринимала май и Собиновский фестиваль, но так получилось, что первый и единственный раз  я  была на спектакле в рамках фестиваля  в далеком 1992 году. Это была «Пиковая дама». С этого спектакля началась любовь к классической музыке.
Три прошедших вечера фестиваля 21-23 мая я лично воспринимаю как подаренный мне праздник.  Фестиваль имеет свою тематику «Золотой век русской музыки». Совсем недавно, в апреле, я вместе с педагогами ДМШ №5 проводила в  музее музыкальный вечер, посвященный русским  композиторам. Готовясь к вечеру, я погрузилась в этот мир, изучила многие факты создания знаменитых музыкальных шедевров,  личных и творческих судеб Глинки, Даргомыжского,  Рубинштейна,    Мусоргского, Бородина,  Чайковского, Глазунова. Сделала для себя немало важных личных открытий. И вот первый день фестиваля! В программе музыка Римского-Корсакова, Глазунова, Мусоргского, Лядова.  Кантаты для хора и симфонического оркестра, симфоническая фантазия, симфоническая картина. Музыка отправляет нас в легендарные времена греческих героев:  кантата для хора и симфонического оркестра Н. Римского –Корсакова «Из Гомера»,  в сюжеты Ветхого завета: «Поражение Сеннахериба»  Модеста Мусоргского. Это произведение исполнялось впервые. Величаво, торжественно, празднично звучала «Коронационная кантата» А.Глазунова для солистов хора и симфонического оркестра. Впечатляли широта и красота действа, когда и хор, и оркестр располагались на сцене. Впечатляли красота и талант исполнителей-солистов. Поскольку мне выпал редкий шанс помогать журналистке аккредитованной прессы, я имела возможность фотографировать и  от души наслаждаться  красотой наших музыкантов, и оперных солисток.

IMG_1006

IMG_1016

Оксана Колчина, Ольга Дё, Светлана Курышева в кантате для хора и симфонического оркестра  Н. Римского-Корсакова "Из Гомера ". 21 мая 2014. Фото Э. Белонович

Второй день принёс новую премьеру – музыкально-драматический спектакль «Царь Иудейский» по пьесе Великого Князя Константина Романова. Пьеса рассказывает о последних днях Иисуса Христа на земле.  Музыку к  этому произведению написал А. Глазунов. У этого произведения драматичная судьба. Святейший Синод не допустил пьесу на театральные подмостки. Единственная премьера состоялась 9 января 1914 года в придворном театре Эрмитажа. Роль Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа, сыграл сам Великий князь.  И вот спустя 100 лет премьера в Саратове. Перед нами предстало красивое сценическое действо. Костюмы, свет – все являло собой пиршество для глаза.
IMG_1055

Сама пьеса, наполненная искренней, быть может,  даже наивной драматургией,  заставляла отбросить весь груз имеющегося исторического опыта, скепсис и присущее  нам недоверие ко всему происходящему. Думается, что и перед  исполнителями стояла сложная задача – соответствовать этой искренности. Запомнилась сцена сдерживаемой римскими воинами толпы,  наблюдающей за тем, как Иисус несет свой крест, скорбящей и переживающей. Фигура Христа выведена в произведении опосредованно:  на сцене его нет, но он всё время присутствует в переживаниях разных персонажей – исторических и вымышленных. Блестяще смотрелся актёрский дуэт -  Г. Аредаков и М. Демидова, драматический актер и оперная певица. Исключительный случай, когда оперные певцы  не пели свои роли, а говорили.
IMG_1066
Понтий Пилат - Григорий Аредаков, его жена Прокула - Марина Демидова.  Сцена из музыкально-драмаического спектакля "Царь Иудейский" 22 мая 2014. Фото Э. Белонович

День третий – А. Бородин,  великая национальная опера «Князь Игорь». 23 мая 2014 года я слушала её впервые, а мечта попасть на выдающееся творение Бородина была давно. О счастье, что я именно вчера слушала её впервые. Потому что на фестивале всегда есть уникальная возможность послушать  солистов ведущих оперных театров России.   Анджей Белецкий – Князь Игорь, Марина Лапина – Ярославна, Станислав Трофимов – Кончак – это были главные фавориты спектакля. После окончания публика приветствовала артистов бурными овациями и восторженным рёвом, к которым и я с удовольствием присоединилась – надо же было как-то дать выход переполнявшим эмоциям. Но скажу, что моими любимцами стали и наши молодые солисты Павел Корчагин – Владимир Игоревич и Светлана Курышева - Кончаковна. Всё. В мой обиход  теперь  прочно вошла фраза Князя Игоря «Подумать должен я…», а о хрестоматийном «ни сна,  ни отдыха измученной душе…» и говорить нечего.

kurisheva_img_8b
Светлана Курышева в роли Кончаковны. Опера "Князь Игорь" Фото Юрия Кабанова

…Снова вернусь к своим весенним штудиям в области истории русской музыки. Оперу «Князь Игорь» Алексей Бородин писал в том числе и  в с. Давыдово Владимирской области. В течение трех летних сезонов он приезжал в гости к своему  ученику и ассистенту Александру Павловичу Дианину. Наслаждаясь покоем и русской природой, живя в небольшом деревенском доме композитор писал и обрабатывал отдельные хоры и арии, части картин и действий. С 1980 года  в с. Давыдово работает единственный  в России мемориальный музей А. Бородина.

дом музей А.П. Бородина Давыдово Владимирская область

Дом-музей А. Бородина, с. Давыдово, Владимирская область

 

21 декабря...пятница

старинное немецкое пианино
На нынешнее поколение россиян столько всего пришлось, что пора уже повторять вслед за героем анекдота: «  я пережил  застой 70-х, перестройку 80-х, лихие 90-е, дефолт 98 года, лето 2010»…и далее по списку.

Лично я ко всему этому ажиотажу вокруг «Конца света» относилась весьма спокойно. И «21 декабря,  пятница»   вырисовывалось как обычный вечер пятницы. Однако я не учла того, что у меня есть творческие, изобретательные друзья, которым и самим интересно что-то такое придумать, и других (в частности меня) в это втянуть.

Организационным центром по празднованию «Конца света» стала Ирина Крайнова, один из лучших и ведущих журналистов, пишущих о культуре в Саратове. Ей и пришла в голову мысль банальную пятницу превратить в интересный творческий вечер в Мусатовском домике.

Таким образом, конец света превратился в начало новой затеи: проводить у нас еще и вечера юмора и непременно с музыкой

Read more...Collapse )

Всё быстро становится историей, так в пятницу 7 го декабря в музее В.Э. Борисова-Мусатова открылась выставка нашего любимого фотографа Валерия Ивановича Кузьменко. Я с удовольствием подготовила текст к этому событию, который уже разошелся по разным новостным сайтам Саратова. 

Весна 2010 года.  В залах музея. Фото Валерия Кузьменко   
Весна 2010 года. В залах музея, фото Валерия Кузьменко

Музей… Большие и малые мероприятия, вечера, выставки, пленэры... Но также и музейные будни – его тишина, атмосфера, располагающая к индивидуальному посещению, дающая возможность человеку в первую очередь уделить время себе самому, своему внутреннему миру.

Валерий Иванович Кузьменко приходит в музей часто и всегда с фотоаппаратом. Встречи с Валерием Ивановичем – это возможность побеседовать об искусстве фотографии, композиции, обменяться впечатлениями, узнать что-то новое. Фотограф-художник вместе с нами разделяет эту радость: ежегодного весеннего возрождения мусатовского сада, весёлых летних пленэров, осеннего музейного окна, каждый год чуточку другого, но всегда завораживающего. За годы сотрудничества многие кадры, сделанные В.И. Кузьменко стали «классическими», нашей «визитной карточкой». Музейные события проиллюстрированы ими в репортажах и новостях нашего сайта «Новости Радищевского музея», а с апреля 2005 года на сайте была открыта рубрика «Мир художника глазами фотографа», где публиковались фотографии, связанные с темой Мусатова.

Read more...Collapse )

Воспоминания о Бабеле

Бабель314

Прочитала «Воспоминания о Бабеле». Книга была выпущена в 1989 году, за год до того, как увидел свет двухтомник произведения писателя. Вот уж с тех пор пролетело 23 года, и будут ли когда-нибудь ещё переиздавать такую литературу. Я же могу лишь констатировать тот немного печальный, а в целом радостный факт, что доросла до того времени, когда публицистика, дневники и  воспоминания о художниках, писателях, ученых становится интереснее и увлекательнее, чем литература художественная. 


…В рассказах воспоминаний меня немного удивил Паустовский. Он жил в 1920-х годах в Одессе и познакомился с Бабелем, когда тот снимал квартиру на 9-ой станции фонтана. «К западу от Одессы тянется на много километров в сторону открытого  моря полоса старых садов и дач. Вся эта местность носит название Фонтанов (Малый, Средний и Большой Фонтаны), хотя никаких фонтанов там нет. Да, кажется, и не было» - писал Паустовский. Он прокомментировал, что дачи в этой местности назывались «чисто  по-одесски» виллами, а название «станция» - это всё равно, что остановка. Удивительно, почему же он не объяснил, что «фонтаны» - это такое красивое одесское название родников с качественной питьевой водой. Стиль,  наверное,  не позволил…
И ладно. Всё равно Паустовский здорово описывает все 16  трамвайных станций фонтана.
Бабель316 

 Делиться впечатлениями о такой литературе сложно. Поэтому приведу лучше небольшой кусочек, где один из знакомых Бабеля, некий Овадий  Савич, рассказывает о встречах с писателем в Париже. 
Бабель и Савич вместе посетили спектакль   с участием известного итальянского актера, после чего Бабель рассказал историю, которую Савич сумел записать. Вот она. Прочтите! 

Read more...Collapse )

Вчера 6-го ноября 2012 года в Саратове начался второй  театральный фестиваль памяти Олега Янковского. Олег Иванович Янковский с 1964 по 1973 год служил в саратовском театре драмы, и выступал в таких спектаклях как «Баловень
судьбы», «Рождество в доме сеньора Купьело»,  «Таланты и поклонники», «Стакан воды», «Идиот»
и др. 

Этот фестиваль – событие. Вчера в фойе театра я видела немало знакомых лиц из среды творческой и научной
интеллигенции. Открывал фестиваль  спектакль «Калигула»,  Театр наций. Поставил спектакль выдающийся литовский режиссер Эймунтас Някрошюс по пьесе великого французского писателя, философа-экзистенциалиста, лауреата
Нобелевской премии Альбера Камю. В заглавной роли — Евгений Миронов. 


Мне посчастливилось присутствовать на пресс-конференции перед началом спектакля. Евгений Миронов  - наш земляк и в своих ответах на вопросы журналистов подчеркнул, что любит и помнит Саратов.
Read more...Collapse )



Вчера в Доме Павла Кузнецова открылась выставка Ирины Абрамовой. Ирина работает реставратором в Радищевском музее. Прекрасный товарищ и уж тем более профессионал своего дела. Каждый год, прежде чем взять произведения из фондов Радищевского музея на выставку в Мусатовский домик, Ира обязательно их осматривает и выносит свое "да" или "нет" по вопросу возможности картинами выставляться. А вот летом Ирина с удовольствием пишет картины сама. И мы, хорошо зная все наши основные саратовские живописные тенденции и несомненное влияние художников друг на друга, вчера на этом теплом осеннем вернисаже отметили, что Ирина сумела выработать свой стиль, что работы её - настоящие и главное, согревают душу. 



Осеннее...октябрь 2012



Каждый раз утром я проезжаю мимо этого места на трамвае. Я бы так и не собралась в специальное путешествие, чтобы сфотографировать это место сейчас, когда удивительно ярко и по осеннему празднично сочетаются и этот старый розовый дом, и южное редкое в Саратове растение, так красиво краснеющее, и этот красный автомобиль. Но вчера трамвай именно на этом месте встал, а "оружие" всегда в моей сумке. Ура! Октябрьское, осеннее, немного южное, напоминающее о лете, которое обязательно вернется.

АФИША_2012_10_08

Главное: собраться, и один раз самому увидеть и услышать то, о чем рассказывали знакомые любители музыки . С композитором и педагогом Саратовской Консерватории Владимиром Орловым я знакома уже несколько лет. Помимо Консерватории Владимир с удовольствием работал с ребятишками в нескольких  музыкальных школах Саратова, несколько концертов с участием  его воспитанников было организовано и в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова. 3 мая 2010 года впервые в   Саратове  состоялось первое представление  «Театра новой музыки», художественным руководителем которого  является Владимир Орлов. В третьем сезоне театр во многом сделал «прорыв», соединив воедино музыкальную и  театральную составляющую, благодаря дружеской  помощи режиссёра Сергея Александровича Литовченко.    

Наконец  и я смогла побывать на представлении из цикла «Путешествия во времени», которое состоялось 8 октября 2012 года в театральном зале Саратовской консерватории. Серьёзные и даже очень серьёзные темы из истории музыки представлены в этом театре с небывалым и искромётным юмором. Здесь есть  добрые и чудаковатые персонажи, с большой любовью представляющие музыку интереснейших композиторов, чьи имена, увы, не на слуху у большинства людей.

Итак, добрейший волшебник профессор Влориди (Владимир Орлов) изобрел музей Времени. Его друг маэстро Вигансо (Василий Игонин) Воспользовавшись отсутствием профессора Аламбреда, отправившегося в кругосветное путешествие, маэстро Вигансо попросил профессора Влориди сделать остановку на станции "XX век", чтобы познакомить его с музыкой композиторов конца XIX и всего XX века. Благодаря стараниям леди Марискрии, маэстро Вигансо и волшебника Анктиона, профессор Влориди смог побывать на нескольких концертах современной музыки и впервые (!) услышал произведения Э. Сати, К. Дебюсси, Э. Вареза, Г. Уствольской, А. Пярта, Ф. Пуленка, П. Васкса, Л. Берио.

 …На самом же деле надо полагать, что впервые произведения этих композиторов услышали мы, зрители. Лично меня впечатлила Соната №6 для фортепиано Галины Уствольской (1919-2006) . В афише, как потом оказалось, ошибка - там написано соната №2....Такая суровая,  мужественная, эпическая музыка. Да еще и маэстро Вигансо пояснил, что Галина Уствольская – создатель произведений а-тональной музыки, корни которой уходят в XIX век, и получившей  развитие во многих произведениях   ХХ века. Уже потом в интернете я познакомилась с непростой судьбой этого композитора.  

Не менее интересна, если не сказать, блистательна была   состоящая из 4-х частей соната для фортепиано  Сэмюэля Барбера. Сразу возникали ассоциации и с прозой  ХХ века и развитием изобразительного искусства.

И конечно хочется отметить исполнительское мастерство  музыкантов Марии Скрипинской (флейта), Антона Пушкина (контрабас) и Василия Игонина, исполнявшего произведения эстонского композитора Арво Пярта,  сонаты Уствольской и Барбера.

О талантливых людях и талантливых постановках писать легко и приятно. А для тех саратовцев, кто заинтересовался, сообщаю, что следующее путешествие  во времени по музыкальным станциям состоится 18 декабря!

c6dddcdee90e

Осеннее...октябрь 2012

IMG_7405

Октябрь. Сезон потихоньку набирает обороты. Наступает время кофе, хорошей музыки, книг, концертов. А по городу уже расклеены афишы Второго Всероссийского театрального фестиваля памяти Олега Янковского. Планировалось, что фестиваль будет проводиться два раза в год, но прошлой осенью это событие было столь ярким, что видимо решили порадовать нас и в ноябре 2012 года. 

Нашла краткую и интересную информацию, как всё должно пройти в этом ноябре:
"С 6 по 12 ноября в Саратове пройдет Второй Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского.

По традиции в нем примут участие спектакли, в которых задействованы выпускники Саратовской театральной школы.

Откроет фестиваль Государственный Театр Наций спектаклем «Калигула» Альберта Камю в постановке Эймунтаса Някрошюса. За главную роль в этом спектакле наш земляк художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов в 2012 году был удостоен «Золотой Маски».

Свою недавнюю премьеру «Дьявол» по Льву Толстому в рамках фестиваля представит и Московский театр-студия под руководством Олега Табакова. Главную роль в спектакле исполняет бывший актер театра драмы Максим Матвеев, известный зрителям также по фильму «Стиляги».

Российский академический театра драмы имени Федора Волкова привезет спектакль «Без названия. Человеческие сцены» по Антону Чехову. В постановке занята выпускница Саратовской Школы, лауреат премии «Золотая Маска» Анастасия Светлова.

Актриса из Санкт-Петербурга Анна Вартанян представит спектакль «Священная книга оборотня»по роману Виктора Пелевина, где выступит автором и исполнительницей центральной женской роли.

В рамках фестиваля памяти Олега Янковского саратовцы смогут познакомиться и с международным проектом «Когда пройдет пять лет» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. В нем заняты ученики Школы драматического театра и кино «Анима» (Бильбао, Испания). Постановщиком выступил создатель театра АТХ Иван Верховых.

Кстати, одним из руководителей Школы в Бильбао является Марина Шиманская, учившаяся в Саратовском театральном училище имени И.А. Слонова.

В рамках фестиваля Саратов также посетит режиссер Роман Балаян, в четырех кинолентах которого («Полеты во сне и наяву», «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман», «Филер») центральные роли исполнил Олег Янковский.

jankovski_2011
В фойе Саратовского театра драмы, ноябрь 2011 года. Фото Э. Белонович

В прошлом году с дочерью ходили на спектакль "Старший сын", представленный театром-студией Олега Табакова. Роль Сарафанова  (если кто хорошо помнит фильм, его играл Е. Леонов) играл народный артист России Сергей Сосновский, в прошлом актер нашего театра драмы, роль Бусыгина (в фильме Н. Караченцев) играл талантливый молодой актер Юрий Чурсин.  Этот поход в театр стал для нас памятным: аншлаг, каждый второй с тобой здоровается,  так как публика в основном состояла из  преподавателей ВУЗов,   художников, журналистов, и просто известных заядлых театралов. Для пятнадцатилетней Лизы это было что-то вроде первого бала Наташи Ростовой: взрослый театр, взрослая публика, достойный классический спектакль. А это был её девятый класс, такой непростой и сложный...Но он уже позади. Что же, выбираем спектакль в этом сезоне. Правда, на каждом спектакле стоят пометки 16+ или 18+. Ой-ой-ой...Что-то будет...

....И просто фото Саратовской осени..
IMG_7398



Запись не моя, это перепост. Сделаю лишь небольшой комментарий. Помню, как в 2001 году, устраиваясь на работу в музей после 8 лет всевозможных мытарств, мы обсуждали эту нашу  для многих существующих проблему: отсутствие официального стажа. В ходе разговоров даже прозвучала такая фраза: "Ну может быть руководство страны отнесётся к вашему поколению с особым пониманием, учтёт то время, когда  заканчивая ВУЗы многие шли в лучшем случае торговать с лотка на улице..." Вот где оказались прозорливыми слова: действительно учло! У меня лично ситуация будет такой: к 2025 году подтвержденного стажа будет 24 года.  


Аналитики минтруда, которые, следует признать, не даром едят свой хлеб, решили повысить трудовой стаж до 30 лет, дабы с 2020-го года россияне, выходящие на пенсию, получали 40% от своей зарплаты от Пенсионного фонда. Нетрудно подсчитать, что 30 лет стажа у человека, которому в 2020-м году будет примерно 50 лет, должен включать и те самые 90-е. Таким образом, из "списка счастливчиков" автоматически вылетает огромная масса людей, что позволит сократить дефицит Пенсионного фонда с 2.3 до 0.8% ВВП (читать дальше)

Profile

Le_onora
le_onora
le_onora

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner